г. Тула, Новомосковское ш., 13      +7 (4872) 77-49-99, 77-49-26
 
 
Мы ВКонтакте
Новости
Все новости
 

Общая информация о моторных и трансмиссионных маслах для автомобилей

I. МОТОРНЫЕ МАСЛА

Условия работы, функции и свойства моторных масел

Моторное масло должно в течение длительного времени выполнять возложенные на него функции, а именно:

  1. образовывать прочную тончайшую пленку на поверхностях трущихся деталей, исключая тем самым прямой контакт деталей поверхностными микронеровностями и, как следствие, задир поверхностей; снижать износ деталей двигателя;
  2. уплотнять зазоры, в первую очередь, между деталями цилиндро-поршневой группы, не допуская или сводя к минимуму прорыв газов из камеры сгорания;
  3. отводить тепло, образующееся в результате сгорания топлива и трения;охлаждать детали двигателя;
  4. предотвращать образование нагара и лакообразных отложений;
  5. предотвращать коррозию деталей двигателя;
  6. предотвращать выпадение осадков; поддерживать продукты старения и износа в виде стойкой эмуль­сии; выносить продукты износа из зон трения;
  7. нейтрализовывать кислоты, образующиеся при окислении масла и сгорании топлива.

Любое моторное масло состоит из базовой основы (базового масла) и пакета присадок. В пакет присадок входит несколько функциональных присадок

  • антиизносные
  • моющие,
  • диспергирующие (поддерживают загрязнения в масле в виде дисперсии, не позволяя ей «слипаться» в крупные частицы),
  • антидепрессорные (снижают температуру замерзания),
  • модификаторы вязкости
  • модификаторы трения
  • антиокислители
  • и ряд других присадок…

Базовые масла бывают 3 основных видов

  1. минеральные (полученные путем перегон­ки нефти с последующим рафинированием);
  2. полусинтетические (смесь минерального и синтети­ческого масел);
  3. синтетические (направленный синтез).

Синтетические масла обладают лучшим набором характеристик – они более стойкие к воздействию высоких температур, более стойкие к окислению, обладают более высокими вязкостно-температурными параметрами и т.д.

Поэтому лучшие образцы современных масел делают именно на синтетической основе.

По видам базовых масел, готовые моторные масла и делятся на минералку, синтетику и полусинтетику.  

Современные классификации моторных масел

Для облегчения выбора масел, двигателестроители в инструкциях по эксплуатации, а производители моторных масел в проспектах, рекламе, маркировании тары используют одни и те же условные обозначения свойств, областей применения и характеристик масел, принятые в классификациях:

  • SAE (Society of Automotive Engineers) – Общество автомобильных инженеров;
  • API (American Petroleum Institute) – Американский институт нефти;
  • АСЕА (Association des Constructeurs Europeens d'Automobiles) – Ассоциация европейских производителей автомобилей.

Моторные масла классифицированы по трем основным признакам:

  • вязкостно-температурные свойства;
  • область применения и уровень эксплуатационных свойств;
  • наличие или отсутствие энергосберегающих свойств.

В соответствии с классификацией SAE регламентиру­ются вязкостно-температурные показатели моторных масел, т. е. их практическая вязкость.

Эксплуатационные свойства масел (качество), т.е. область применения определяют­ся в основном по классификациям, разработанным API и АСЕА.

Европейские стандарты считаются значительно более строгими, чем американские. Объясняется это условиями эксплуатации автомобилей в Европе, строгими европейскими экологическими нормами и более форсированными двигателями на европейских моделях, которые позволяют снимать больше мощности с единицы объема.

Дополнительно ведущие производители автомобилей подвергают масла испытаниям по собственным программам, после чего допускают масла, выдерживающие такие испытания, в качестве масел первой заправки для техники своего производства. Такие спецификации называются допусками.

Эти допуски всегда указываются в маркировке наряду с основной классификацией. При наличии выбора предпочтение следует отдавать тем маркам масел, которые имеют допуск конкретного изготови­теля техники или соответствуют требованиям его специфика­ций.   

Классификация моторных масел по SAE

Классификация масел по вязкости, разработанная Американской ассоциацией автомобильных инженеров (SAE), подразделяет масла на классы по текучести (вязкости).

Классификация SAE подразделяет моторные масла на 6 зимних классов (0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W – где индекс «W» является первой буквой слова «Winter» – Зима (англ.)) и пять летних (20, 30, 40, 50, 60). В этих рядах большим числам соответствует большая вязкость.

Всесезонные масла, пригодные для круглогодичного применения, обозначают сдвоенным номером, один из которых указывает зимний, а другой – летний класс, например, SAE 5W-30 или 5W-40, 10W-40, 20W-50 и т. п. Такие масла отвечают одновременно требованиям, предъявляемым как к зимним маловязким, так и к летним вязким маслам, т.е. имеют очень пологую зависимость вязкости от температуры. Абсолютное большинство продаваемых сегодня масел – всесезонные.

Чем ниже «зимний» класс масла, тем лучше масло ведёт себя при низких температурах и обеспечивает более лёгкий пуск мотора в мороз. Поэтому, к примеру, масло класса 5W-40 обеспечит более лёгкий запуск двигателя зимой, чем масло класса 10W-40.  

«Летний» класс масла характеризует вязкость масла при высоких температурах (на прогретом моторе). Чем больше цифра, тем больше вязкость: к примеру, масло класса 5W-40 будет более вязким на прогретом двигателе, чем 5W-30.

Таким образом, класс SAE сообщает потребителю диапазон температуры окружающей среды, в котором масло обеспечит проворачивание двигателя стартером (проворачиваемость), прокачивание масла маслонасосом по смазочной системе двигателя под давлением при холодном пуске в режиме, не допускающем сухого трения в узлах трения (прокачиваемость), и надёжное смазывание летом при длительной работе в максимальном скоростном и нагрузочном режиме.

Для двигателей различ­ной конструкции температурные диапазоны работоспособности масла данного класса по SAE существенно различа­ются. Они зависят от мощности стартера, минимальной пусковой частоты вращения коленчатого вала, требуемой для пуска двигателя, от производительности масляного насоса, от гидравлического сопротивления маслоприемного тракта и многих других конструктивных, технологи­ческих и эксплуатационных факторов (техническое состояние автомобиля, качество бензина или дизтоплива, квалификация водителя и т. п.).

Поэтому к выбору вязкости моторного масла нужно подходить ответственно, и ориентироваться на рекомендации автопроизводителя и условия эксплуатации авто. 

Классификация API

Классификацию API (American Petroleum Institute — Американский институт нефти) еще называют классификацией по уровню качества. Она подразделяет моторные масла на две категории «S» (service) и «С» (commercial).

К первой относятся масла, предназначенные для примене­ния в бензиновых двигателях, а ко второй — в дизельных двигателях (дизельные масла).

Обозначение состоит из двух букв, первая из которых определяет принадлежность к одной из двух категорий, а вторая обозначает уровень эксплуатационных свойств.

Чем дальше по алфавиту эта буква, тем для более современных моделей автомобилей предназначено масло.

Уровни эксплуатационных свойств по API в порядке возрастания требований к качеству подразделяются:

  • в категории «S» (бензиновые) – на группы SF, SG, SH, SJ, SL, SM, SN;
  • в категории «С» (дизельные) – на группы CF, CG-4, CH-4, СI-4, CI-4+, CJ-4.

Некоторые классы дизельных масел дополнительно подразделяются на масла для 2- и 4-тактных дизелей, обозначаемых дополнительной цифрой, например: CF-2, CF-4, CG-4, СI-4.

Универсальные масла, ко­торые могут использоваться для смазывания как бензино­вых двигателей, так и дизелей, имеют обозначения обеих категорий (через дробь). Например: API SM/CF – универсальное моторное масло, рекомендованное и для бензиновых, и для дизельных моторов.

Принадлежность масла к определенному классу уста­навливается в ходе классификационных испытаний в дви­гателях или моторных установках. При этом оценке под­лежат моющие, диспергирующие, противоизносные, антикоррозийные, антиокислительные и другие свойства сертифицируемых масел.

Применять масла классом качества ниже, чем указанные в инструкции по эксплуатации автомобиля запрещено, а выше – можно. К примеру, если в инструкции к автомобилю автопроизводитель рекомендует применять масло класса API SL, то для такой машины, наряду с маслами класса SL, можно также смело рекомендовать масла более высоких классов – API SM или SN. 

Наиболее современные классы качества масел для бензиновых моторов на сегодня – это SL, SM и SN. Эти масла годны для большинства легковых бензиновых автомобилей, включая самые современные. 

Классификация АСЕА

В 1991 году была создана Ассоциация производителей автомобилей Европы АСЕА (Association des Constructeurs Europeens d'Automobiles – Ассоциация европейских производителей автомобилей).

АСЕА создала новую систему классификации моторных масел.

ACEA подразделяет моторные масла на 4 группы:

  • А – класс масел для бензиновых двигателей;
  • В – класс масел для дизельных двигателей, устанавливаемых на легковые и грузовые автомобили малой грузоподъемности;
  • C новейший класс; присваивается маслам для легкового и коммерческого транспорта, оснащённого бензиновыми и дизельными двигателями Евро-4 и Евро-5; такие моторы оборудованы специфическими устройствами доочистки выхлопных газов, чувствительными к сере, фосфору и сульфатной золе, поэтому масла класса ACEA C1, C2, C3 и С4 имеют пониженное содержание данных компонентов.
  • Е - класс масел для мощных дизельных двигателей, устанавливаемых на тяжелые грузовые автомобили, авто­бусы, спецтехнику и т. п.

Цифра, стоящая за буквой, отражает эксплуатационные характеристики масла.

Категория и класс по ACEA

Область и условия применения

A1/B1

 

Энергосберегающие масла с пониженной динамической вязкостью. Способствуют экономии топлива и уменьшению вредных выбросов. Предназначены для бензиновых и дизельных двигателей, допускающих применение масел с низкой динамической вязкостью. Масла данного класса подходят не для всех моторов. Возможность применения этих масел определяется "Руководством по эксплуатации" конкретного автомобиля.

 

A3/B3

 

Универсальные масла с высочайшими эксплуатационными свойствами для абсолютного большинства современных бензиновых и дизельных двигателей.

 

A3/B4

 

Универсальные масла с высочайшими эксплуатационными свойствами для абсолютного большинства современных бензиновых и дизельных двигателей (в том числе дизелей с непосредственным впрыском топлива).

 

А5/B5

 

Энергосберегающие масла с пониженной динамической вязкостью.  В основе своей данная спецификация аналогична классу A1/B1, но при этом превосходит её по ряду параметров. Масла данного класса подходят не для всех моторов. Возможность применения этих масел определяется "Руководством по эксплуатации" конкретного автомобиля.

 

Категория и класс по ACEA

Область и условия применения

С1

 

Энергосберегающие масла с пониженной динамической вязкостью. Характеризуются сверхнизким содержанием серы, фосфора и сульфатной золы (категория Low SAPS). Масла данного класса способствуют экономии топлива и уменьшению вредных выбросов. Совместимы с новейшими системами доочистки выхлопных газов Евро-4 и Евро-5 (DPF & TWC). Предназначены для бензиновых и дизельных двигателей, допускающих применение масел с низкой динамической вязкостью. Масла данного класса подходят не для всех моторов. Возможность применения этих масел определяется "Руководством по эксплуатации" конкретного автомобиля.

 

С2

 

Энергосберегающие масла с пониженной динамической вязкостью. Характеризуются пониженным содержанием серы, фосфора и сульфатной золы (категория Mid SAPS). Масла данного класса способствуют экономии топлива и уменьшению вредных выбросов. Совместимы с новейшими системами доочистки выхлопных газов Евро-4 и Евро-5 (DPF & TWC). Предназначены для бензиновых и дизельных двигателей, допускающих применение масел с низкой динамической вязкостью. Масла данного класса подходят не для всех моторов. Возможность применения этих масел определяется "Руководством по эксплуатации" конкретного автомобиля.

 

С3

 

Универсальные масла, отлично подходящие большинству новейших двигателей. Характеризуются пониженным содержанием серы, фосфора и сульфатной золы (категория Mid SAPS). Совместимы с новейшими системами доочистки выхлопных газов Евро-4 и Евро-5 (DPF & TWC). Предназначены для бензиновых и дизельных двигателей последнего поколения. 

 

С4

 

Универсальные масла, характеризующиеся сверхнизким содержанием серы, фосфора и сульфатной золы (категория Low SAPS). Совместимы с новейшими системами доочистки выхлопных газов Евро-4 и Евро-5 (DPF & TWC). Предназначены для бензиновых и дизельных двигателей последнего поколения. 

 

Категория и класс по ACEA

Область и условия применения

E4

 

Моторные масла для большегрузных автомобилей, автобусов и спецтехники. Масла данного класса рекомендованы для двигателей Евро-1,-2,-3,-4 и-5, в том числе укомплектованными системами EGR и SCR.

 

E6

 

Моторные масла для большегрузных автомобилей, автобусов и спецтехники. Масла данного класса рекомендованы для двигателей Евро-1,-2,-3,-4 и-5, в том числе укомплектованными системами EGR, SCR и DPF.

 

E7

 

Моторные масла для большегрузных автомобилей, автобусов и спецтехники. Масла данного класса рекомендованы для двигателей Евро-1,-2,-3,-4 и-5, в том числе укомплектованными системами EGR и SCR.

 

E9

 

Моторные масла для большегрузных автомобилей, автобусов и спецтехники. Масла данного класса рекомендованы для двигателей Евро-1,-2,-3,-4 и-5, в том числе укомплектованными системами EGR, SCR и DPF. Данные масла подразумевают эксплуатацию техники на дизтопливе со сверхнизким содержанием серы.

 

 

Допуски автомобильных фирм

Рассмотренные выше классификации содержат базовые, фундаментальные требования к моторным маслам, согла­сованные и принятые ведущими производителями техни­ки.

Многие фирмы, однако, пользуются своим правом дополнять базовые требования классификаций собствен­ными требованиями, которые бывают обусловлены специ­фикой конструкции двигателей, использованием редко применяемых конструкционных материалов и др.

И всё чаще автомобилестроители предписывают использовать в своих двигателях только те масла, которые имеют тот или иной допуск (см. приложение «Допуски автомобильных фирм»).

II.ТРАНСМИССИОННЫЕ МАСЛА

Условия работы, функции и свойства трансмиссионных масел.

Трансмиссионные масла применяют в коробках передач, мостах, в раздаточных коробках, механизмах рулевого управ­ления — везде, где вращающий момент передается либо зубча­тыми парами (тогда масло выполняет только функции смаз­ки), либо посредством самого масла, как, например, в гидро­механических передачах (в них является рабочим телом). Сразу оговоримся: есть очень много марок автомобилей, в коробки передач которых заливают то же масло, что и в двигатели.

Как правило, зубчатые передачи и находящиеся внутри аг­регатов подшипники смазываются погружением в масло и раз­брызгиванием. Однако есть конструкции, где такой смазки не­достаточно — тяжело нагруженные или особо сложные меха­низмы с труднодоступными для капель и масляного тумана сопряжениями требуют принудительного подвода масла. К ним смазку подают под давлением.

Для обеспечения работоспособности механизмов транс­миссионные масла должны выполнять следующие функции:

  • предотвращать износ поверхностей трения за счет образования стойкой масляной пленки между ними.
  • обеспечивать нормальный режим смазывания деталей при холодном пуске и необходимый уровень вязкости в диапазоне максимально высоких рабочих температур за счёт хороших вязкостно-температурных характеристик;
  • снижать потери на трение в зубчатых зацеплениях;
  • отводить теплоту от поверхностей трения;
  • удалять продукты износа из зон трения;
  • защищать детали от коррозии;
  • снижать ударные нагрузки на шестерни, вибрации и шум, уплотняя зазоры между поверхностями трения. 

Классификации трансмиссионных масел 

Как и моторные, трансмиссионные масла классифицируют по вязкости и по уровню эксплуатационных свойств. Основные классификации трансмиссионных масел:

  • SAE (Society of Automotive Engineers) – Общество автомобильных инженеров,
  • API (American Petroleum Institute) – Американский институт нефти,

В соответствии с классификацией SAE регламентиру­ются вязкостно-температурные показатели трансмиссионных масел, т. е. их практическая вязкость.

Эксплуатационные свойства масел (качество), т.е. область применения чаще всего определяют­ся по классификации, разработанной API. По этой системе масла обозначаются знаком класса API GL.

Классификация трансмиссионных масел SAE

Классификация по вязкости SAE делит трансмиссионные масла на 9 классов:

  • 4 зимних – с индексом W (Winter): 70W, 75W, 80W, 85W;
  • 5 летних: 80, 85, 90, 140, 250.

Если масло всесезонное, у него двойная маркировка, например: SAE 80W-90, SAE 75W-90 и т. д.

Чем выше цифра, тем выше вязкость; к примеру, трансмиссионное масло класса SAE 75W-90 будет более вязким («густым») при рабочей температуре, чем масло класса SAE 75W-85.

В то же время, масло с более низким зимним классом обеспечит, при прочих равных, более лёгкое переключение передач в МКПП при отрицательных температурах. Таким образом, применительно к механическим коробкам передач, масло с вязкостью SAE 75W-90 обеспечит более лёгкое переключение передач по сравнению, скажем, с SAE 80W-90.   

Учитывая диапазон условных значений, используемых для обозначения вязкости моторных масел (от 0 до 60), для обозначения степеней вязкости трансмиссионных масел выбраны значения из диапазона от 70 до 250. Это сделано во избежание возможных ошибок при выборе масла на основе вязкости.

При выборе вязкости трансмиссионного масла также нужно быть очень внимательными и придерживаться рекомендаций автопроизводителя, т.к. от вязкости трансмиссионного масла зависит не только ресурс коробки передач или редуктора, но и такие показатели, как лёгкость переключения передач, экономия топлива и т.д.

Классификация по эксплуатационным свойствам API 

Классификация API предусматривает деление масел на 6 групп (GL-1, GL-2, GL-3, GL-4, GL-5, GL-6) в зависимости от области применения, которая определяется типом зубчатой передачи, удельными кон­тактными нагрузками в зонах зацепления и рабочей темпера­турой. Группа GL-6 в настоящее время практически не использу­ется.

В автомобильных механических трансмиссиях чаще всего применяются категории GL-4 и GL-5. Их отличие состоит в противозадирных свойствах и совместимости с цветными металлами.

Класс GL-5 имеет более высокие противозадирные свойства и рекомендован в первую очередь для гипоидных пар. В то же время класс GL-4, имея не столь высокие противозадирные свойства, лучше совместим с цветными металлами (читай – синхронизаторами в МКПП).

Отсюда правило:

В картеры ведущих мостов (и в ряде отдельных случаев в механические коробки передач) следует заливать только трансмиссионные масла класса GL–5 по API.

При выборе масла в редуктор, необходимо дополнительно уточнять тип дифференциала. Если автомобиль оснащён дифференциалом повышенного трения (LSD), необходимо подбирать соответствующее трансмиссионное масло – такие продукты обычно маркируются приставкой «LS» или «LSD».

Масла группы GL–4 по API чаще всего заливаются в механические коробки передач и раздаточные коробки.

Иногда бывают случаи, когда в механические коробки передач могут рекомендоваться масла класса GL-5, но это скорее исключение из общего правила.

Необходимость применения трансмиссионного масла той или иной группы API для конкретного агрегата трансмиссии определяется руководством по эксплуатации автомобиля.

Также существуют масла, несущие двойную маркировку API GL-4/GL-5.

Универсальные трансмиссионные масла класса API GL-4/GL-5 одновременно совмещают в себе лучшие свойства обоих классов (противозадирные свойства как у GL-5 и совместимость с цветными металлами как у GL-4), и их можно использовать практически в любых механических коробках передач и ведущих мостах большинства автомобилей.

Поэтому, если есть сомнения, масло какой группы по API лить в коробку – лучше выбрать универсальный вариант API GL-4/5. 

 
 

Новомосковское ш.,13

пн-вс с 8:00 до 20:00

Политика конфиденциальности

Создание и продвижение сайтов